Для выхода в космос немцам не
хватило нескольких месяцев
Слухи
о том, что незадолго до капитуляции немцы прорвались в
космос, ходили уже давно. Правда, всерьез эту информацию практически
никто не воспринимал. Между тем найденные в последнее время документы
показывают: германские ракетчики во главе с фон Брауном не
только были близки к тому, чтобы отправить человека в космос, но
и действительно это сделали.
Все началось в конце 1944 года, когда в верхах родился план ракетной
атаки на территорию США, получивший кодовое название «проект
Америка». Крылатые ракеты ФАУ-1 и баллистические ФАУ-2 с дальностями
полета около 300 км для этого не годились. Поэтому в планах ракетной
|
Пилотируемая ракета А-9 (реконструкция) |
бомбардировки Штатов прорабатывались два варианта: нанести по
Америке удары серийными ФАУ-2, запуская их с океанских подлодок серии
XXI, или создать противоамериканскую ракету, стартующую непосредственно
с территории рейха.
Это решение оживило работы над двухступенчатым пилотируемым снарядом,
задуманным еще в 1940 году. Принятой для этого снаряда дальности
800 км было недостаточно для удара по США, и Браун решил применить более
эффективные компоненты топлива. Однако испытания в декабре—январе
1944—1945 годов не оправдали его надежду, хотя в одном из запусков вторая
ступень ФАУ-2 со стреловидными крыльями и пилотской кабиной достигла
высоты в 95 км. В принципе это уже ближний космос. Если бы в этот момент
в кабине находился человек, то он стал бы, по сути дела, первым космонавтом.
Однако на этот счет никаких документов не сохранилось.
Убедившись, что А-4в неспособна достичь территории США, Браун в конце
января—начале февраля 1945 года закончил работу над проектом новой
двухступенчатой ракеты А-9. Первая ее ступень представляла собой увеличенный
вариант ФАУ-2, вторая — аппарат типа летающее крыло. На старте этот монстр
должен был весить 85 тонн. Его скорость, по расчетам, составляла 10 600 км в час,
а дальность — 4800 км. Наводить ракету на цель должен был пилот. Сделав свое
дело, он катапультировался. Максимальная высота полета А-9 — 338 км, а это
уже настоящий космос. Для сравнения: высота орбиты гагаринского «Востока»
175 — 302 км. Иными словами, человек, который взлетел бы на «девятке»,
автоматически становился космонавтом уже
без всяких оговорок.
Первый «космический полет» должен был состояться в конце мая—начале
июня 1945 года. Этому помешала только капитуляция Германии. Немцам не
хватило всего нескольких месяцев, чтобы стать первопроходцами космоса.
Главная загадка во всей этой истории: был или не был на борту А-4в
человек? Ведь хоть и с некоторой натяжкой, его можно было бы считать
первым космонавтом. Единственный, кто может ответить на этот вопрос и,
возможно, назвать имя немецкого Гагарина, — 91-летний Отто Крех. Он
последний оставшийся на сей день в живых из плеяды крупных ракетчиков,
работавших с фон Брауном над А-4в и А-9. Но он уже более двадцати лет
отказывается от любых встреч с историками и журналистами.