Перевести Translate |
|
| ||||
|
||||||||||||||||||||
|
Полеты валькирииТак можно назвать испытания самолета-снаряда,
|
Ханна Рейч |
Переделать Фау-1 в пилотируемую летающую бомбу поручили заводам Хеншеля. На основе стандартной ракеты в течение двух недель изготовили четыре варианта пилотируемых снарядов, которые назвали «Рейхенберг». В версии Р-1 кресло пилота находилось за крыльями, на которых укрепили щитки, а под фюзеляжем — полозья для приземления. Двигатель не устанавливали — модель предполагалось использовать в качестве учебного планёра.
В Р-2 установили два сиденья на высоте крыльев, это был учебный планёр с двумя ручками управления для инструктора и ученика.
Самолёт-снаряд Р-3 напоминал Р-1 с той лишь разницей, что сразу за рулями над головой пилота был смонтирован стандартный двигатель Фау-1. Это был развитый учебный вариант.
Р-4 был снабжён полным оборудованием и пульсирующим двигателем, нёс почти тонну взрывчатки, но был без полозьев для посадки: на аэродром эта машина уже не должна была садиться...
В один из летних дней сорок четвёртого Ханна Рейч и Отто Скорцени приехали на аэродром, чтобы посмотреть на первый испытательный полёт «Рейхенберга». Обычно Фау-1 выстреливались из катапульты с 17-кратной перегрузкой. При пилотируемом полёте этого делать было нельзя, поэтому решили подвесить Фау под правым крылом бомбардировщика «Хейнкель-111» и отцепить его по достижении соответствующей высоты. Случайным свидетелям испытаний сообщили, будто проводится проверка аэродинамических качеств снаряда.
«Хейнкель» набрал высоту свыше тысячи метров. «Рейхенберг» с пилотом в кабине был хорошо
Реактивный истребитель Me-262 |
Пилот бомбардировщика отцепил трос. Лётчик в кабине Фау мгновенно набрал максимальную скорость 550 км/час, оставив далеко позади самолёт-матку, летевший со скоростью около 300 км/час.
Летающая бомба сделала в небе несколько широких кругов, и лётчик уменьшил подачу топлива, чтобы уменьшить скорость перед посадкой.
Пролетев против ветра на высоте около 60 метров над посадочной полосой, лётчик развернулся и снизился. Он летел на высоте 3—4 метра, и всем наблюдателям пришла в голову одна и та же мысль: слишком высока скорость. Пилот наверняка думал так же. Он подтянул машину и пошёл на второй круг. Но и на этот раз посадочная скорость была слишком велика. В конце посадочной полосы лётчик пробовал поднять самолёт, но посадочные полозья маленькой машины зацепились за верхушки деревьев, росших рядом с аэродромом, и «Рейхенберг» исчез за пригорком. Через несколько мгновений оттуда взвились столбы пыли.
Все бросились к месту катастрофы. Крылья и плексигласовый фонарь кабины были сорваны и валялись в стороне. Фюзеляж потрескался, но, к счастью, машина не загорелась. Пилот лежал на земле метрах в десяти от самолёта. Он был жив, хотя и ранен. Остатки машины тщательно исследовали, но не нашли ничего, что бы указывало на причины катастрофы.
Ханна Рейч у "летающего крыла" HO-III братьев Хортен |
На следующий день состоялся пуск второго пилотируемого Фау. Лётчик кружил в воздухе дольше, чем его предшественник, затем выключил двигатель и пошёл на посадку, пролетел над аэродромом и разбился почти рядом с местом вчерашней катастрофы. Он тоже остался жив.
Ханна с трудом сдерживала слезы. Неизвестно только, переживала ли она за раненых пилотов или же беспокоилась о судьбе своего проекта. Министерство авиации распорядилось прекратить испытательные полёты.
Через два дня оба пилота пришли в себя и могли ответить на вопросы о подробностях полётов. Оба упоминали о вибрации ручки управления, но узнать действительную причину аварий от них не удалось. Поскольку в самолётах-снарядах никаких конструктивных недоработок и дефектов не нашлось, Ханна решила: причина катастроф лежит в так называемом человеческом факторе. Просмотрев личные дела лётчиков, Ханна обнаружила: ни один из них до этого не пилотировал по-настоящему скоростных машин. Значит, дело не в технике. Нужен пилот, умеющий управлять высокоскоростной машиной. А кто это может сделать лучше, чем она?
Миниатюрная Ханна свободно разместилась в довольно тесной кабине Фау. Лётчик, пилотировавший «Хейнкель», раскрыл замки, и Ханна запустила двигатель самолёта-снаряда, расположенный в метре от её головы. Он заработал, издавая прерывистый рык. Ханна разогнала маленький самолёт до крейсерской скорости, сделала несколько красивых разворотов и стала снижаться, готовясь к посадке.
Машина с непривычно высокой скоростью приближалась к полосе. Посадочные полозья коснулись
Варианты пилотируемого самолета-снаряда - «Рейхенберг» и Фау-1 |
Но после этого удача отвернулась от Ханны. Во время одного из полётов сразу же после отцепки от самолёта-буксировщика Ханна услышала громкий треск. Ей удалось сохранить контроль над самолётом и благополучно сесть. После осмотра машины стало понятно, откуда взялся этот звук: после отделения от «Хейнкеля» задняя часть машины,пилотируемой Ханной, ударилась о крыло носителя. Хвостовая часть оперения треснула и выгнулась вправо под углом около 30о. Лётчице удалось посадить повреждённый самолёт-снаряд только благодаря своему огромному опыту и удаче.
Вскоре после этого Ханна разместилась на заднем сиденье двухместного Р-2. На переднее сиденье, предназначенное для ученика, в качестве балласта положили мешок с песком. Баки заправили горючим. Ханна решила провести испытание машины на скорость.
На заданной высоте лётчица отделилась от самолёта-матки и включила двигатель. Через несколько мгновений «Рейхенберг» развил полную крейсерскую скорость — около 600 км/час, Ханна слегка наклонила вперёд ручку управления, самолёт-снаряд стал снижаться, набирая скорость: 650, 700 и, наконец, 800 км/час. Когда указатель скорости показал 850 км/час, Ханна взяла ручку на себя, чтобы выйти из пикирующего полёта. Но руль высоты даже не дрогнул, «Рейхенберг» продолжал пикировать. Мешок с песком, лежащий на переднем сиденье, во время пикирования переместился вперёд и заклинил ручку управления. Земля приближалась стремительно. Действовать следовало быстро. Ханна выключила двигатель для уменьшения скорости, решив воспользоваться парашютом. Но прыгать было уже поздно: парашют не успел бы раскрыться. Тогда Ханна двинула ручку управления вперёд. Нос самолёта пошёл вниз, и мешок с песком милостиво сдвинулся вперёд. Ханна снова взяла ручку на себя, на этот раз она подалась. Самолёт вышел из пике буквально в последнюю секунду.
Не снизив скорости, Ханна пошла на посадку. Коснувшись земли, посадочные полозья разлетелись
Ханна Рейч на приеме в бункере Гитлера. На заднем плане - рейхсминистр Герман Геринг |
Вскоре Рейч снова сидела в кабине летающей бомбы, подвешенной под крылом «Хейнкеля-111». Балластный бак подопытной машины наполнили водой, чтобы достичь веса боевого самолёта-снаряда.
На высоте 5500 метров Ханна расцепилась с буксировщиком, провела испытания на маневренность, после чего направила самолёт к аэродрому.
Опустившись до высоты 1350 метров, лётчица потянула рычаг краника водяного балласта. Но оказалось, что на высоте пяти с половиной километров краник обледенел. Конструкция посадочных полозьев не была рассчитана на посадку с полным грузом. Заполненный балластный бак мог просто раздавить самолёт вместе с лётчицей.
Ханна лихорадочно дёргала рычаг, пытаясь открыть замёрзший краник, на её пальцах выступила кровь. И лишь в последний момент на высоте 150 метров рычаг подался, и вода полилась из бака. Она ещё вытекала, когда самолёт коснулся земли и заскользил по полосе.
В кабинах различных версий «Рейхенберга» Ханна Рейч совершила несколько десятков полётов. Закончив программу испытаний, она приступила к обучению инструкторов, которые должны были готовить пилотов-смертников. Инструктор и ученик должны были совершать планирующие полёты на двухместном варианте Фау-1.
К моменту завершения программы в феврале 1945 года было построено 175 летающих бомб Р-4 и подготовлена первая группа пилотов-самоубийц из 70 человек.
"Летающая бомба" в полете |
Но положение на фронтах радикально изменилось, главные цели для атак самоубийц исчезли. В конце концов группу распустили, и лётчики вернулись в свои части.
А на другом конце света, на Тихом океане, японские пилоты реализовали идею, от которой отказались их немецкие коллеги. Сотни пилотов-камикадзе на самолётах, начинённых взрывчаткой, добились 474 прямых попаданий. Ценой своей жизни они повредили 260 кораблей (в их числе 12 ударных, 16 лёгких эскортных авианосцев, 15 линкоров) и уничтожили 41 боевую единицу американского флота.
А германской валькирии, так много сделавшей для создания этого адского оружия, предстояла ещё долгая жизнь. Она умерла в 1979 году от инфаркта на 68-м году жизни...
Николай Плиско |
© Aurahome 2004 |