Перевести Translate |
|
| ||||
|
||||||||||||||
|
Удивительная речка Охта
В массовом сознании рядового россиянина наша республика постепенно становится тем же, чем была в свое время Лапландия для жителей Европы - далекая, полусказочная страна, на территории которой возможны любые чудеса.
Во всяком случае, для жителей России наш край полон поистине мистического очарования. Уникальность Карелии в том, что в отличие от большинства российских регионов, достопримечательности которых уже хорошо изучены, описаны, пронумерованы и заняли свое место на пыльных страницах музейных каталогов, наш край все еще может подарить исследователям новые открытия и находки. Причем самые неожиданные! Река Охта, протекающая по таежным, заповедным местам Беломорского края, не только один из наиболее известных и любимых карельских маршрутов туристов-водников (ежегодно, за летний сезон, по Охте сплавляются, в среднем, до шести тысяч туристов со всей России), но и одна из самых загадочных рек республики. В народной памяти еще до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд о неких "камнях-идолах", поставленных невесть кем в таких глухих местах по берегам реки, где даже местные жители ориентировались с трудом. Удивительные легенды о карельских камнях собрал в свое время известный журналист Карельского радио Николай Исаев - человек поразительной эрудиции и обаяния. Его, к сожалению, уже нет среди нас. Особенно потрясла нас одна - "где-то в карельской глуши есть большой валун, древний, как сама земля. И стоит тот валун на скале посреди болот. И поставили тот валун наши предки таким образом, что днем и ночью "поет" он только ему понятные мелодии, но придет к нему человек с добрыми мыслями и светлым сердцем, и поможет ему камень и подскажет, как быть, и снимет боль и усталость, и даст ему защиту от зверя лесного и страхов ночных". А поведал Николаю Исаеву ту легенду один из старожилов небольшой деревеньки Ушково, что стояла на берегу реки Охта. Только давно это было. Люди и деревни смертны, и легенда осталась легендой - доброй, по детски наивной, к практической жизни нашей никакого отношения не имеющей. Тем более, что подобных легенд разбросано по великой Руси предостаточно. Искать одинокую глыбу, затерянную в карельской лесной глуши, так же непросто, как выискивать иголку в стоге сена. Однако, в конце концов, мы вышли-таки к небольшой скалистой возвышенности,
Создавалось совершенно определенное впечатление о "рукотворности" данной "композиции". Вокруг камня возвышались деревья и кустарники и только в одном направлении открывался естественный проход, не заросший деревьями, который давал возможность свободного движения ветру. В эту-то сторону и был ориентирован камень. Вокруг камня - идеально утоптанная площадка, хотя каких-либо свежих следов мы так и не обнаружили. Видимо, приходили к этому камню издревле. Кто и зачем, какие ритуально-магические обряды совершались здесь - об этом можно только догадываться. Людская память не сохранила о тех далеких временах никаких сведений. Кстати, в 1972 году экспедицией Карельского Филиала Академии Наук СССР, которой руководил археолог А.П. Журавлев, на Колгострове в Онежском озере была сделана уникальная находка камня-валуна, который обладал оригинальным свойством издавать мелодичный звук при ударе о его верхнюю часть небольшим булыжником. Валун этот до сих пор известен в местной традиции как "Звонкой" камень. Обнаруженные в расщелине "Звонкого" камня фрагменты асбестовой керамики, позволяет предполагать использование его в качестве культового объекта еще в позднем энеолите - конце 3-начале 2 тыс. до н.э. древнесаамским населением, проживавшим в этих краях. Однако, "поющий камень" не стал нашим главным открытием. Основываясь на старинных легендах и преданиях, наша экспедиция, состоящая из специалистов различных областей знания, обнаружила целую цепочку "камней-сейдов" до сих пор не описанных в научной литературе. "Поющий камень", конечно же, был уникален в своем роде, но, посмотрев на карту и сверив свой путь по компасу, мы с удивлением отметили, что цепочка сейдов направлена строго в одном направлении, располагаясь практически на прямой линии - к не менее таинственному и завораживающему одним своим названием месту - озеру Карма (карма - одно из основных понятий древнеиндийской философии, связанное с законом духовного
"Языческая" культура - чудесный и загадочный мир, дошедший до нас лишь пунктирно, осколочно, воссоздаваемый нами, как правило, интуитивным путём, вдруг, в образе загадочных камней, предстал перед нами во всей своей самобытной красоте и величии. Так что же, чётко сработала людская память, оставившая нам весть о существовании культовых мест - мест, где стояли священные камни, где общались с богами наши предки. С озером Карма связана, в частности, легенда о священном "Мировом Древе" - Елью, якобы произрастающем в Карелии, которое было посажено северными волхвами еще в 14 веке на острове Шуя (в настоящее время - остров Троица), что на Охте.. В середине 15 века преподобным Кассианом Муезерским, прибывшим в этот район с Соловецкого монастыря, был основан, не сохранившийся до наших дней, мужской монастырь, а в 1602 году возведена Церковь Николая Чудотворца и сейчас находящаяся в прекрасном состоянии. До сих пор, соседствующие рядом, Православная Церковь и огромное, до четырех метров в обхвате, языческое "Древо" представляют собой уникальную страницу историко-культурного прошлого Карелии. По древним саамским и карельским легендам именно "Древо" является своеобразным началом "посвятительного путешествия" через знаки-вехи ("сейды") к озеру Карма. Сама собой напрашивалась еретическая мысль: неужели в глубокой древности кто-то сознательно ставил своеобразные вехи, чтобы обозначить некий таинственный путь. Кстати, даже само название реки Охта, переводится с древнесаамского, как "путеводная река". Все это напоминает обряд инициации, "посвятительного путешествия". Ведь до сих пор еще бытуют отголоски древней традиции саамов и карел, которые считали подобные изображения, изготовленные из дерева или камня своеобразным "инструментом" непосредственного наставления подающих надежды юношей для введения их в "штат шаманов". Возможно из-за того, что воздействие магических сооружений было разным в зависимости от места их расположения и иных особенностей, полное посвящение требовало "посвятительного путешествия" от одного сакрального места к другому. Конечно же, вышеозначенное нами не исчерпывает тайн и загадок, связанных с Охтой, но, как мы в очередной раз убеждаемся, старые легенды живут и сегодня. Они трансформируются, принимая новые формы, создавая целые сказочные миры, загадывают нам всё новые и новые загадки, как бы неустанно повторяя, что мы еще недостаточно знаем наш мир, его историю, его законы.
Загадки Карелии |
© Aurahome 2004 |