Перевести Translate |
|
| ||||
|
|||||||||||||
|
Тайны сокровищ
|
Все, что осталось от, видимо, последнего оплота старообрядчества в Карелии. |
Цифра скорей всего завышенная, но она отражает уровень противостояния между никонианами и старообрядцами в конце XVII века.
Придя к власти в 1689 году, Петр I резко ограничил преследование раскольников, чем, конечно, смягчил социальную напряженность в Олонецком крае. Прагматик Петр наложил на раскольников двойной подушный оклад и продавал медные бляхи "Налог на бороду снят".
В 1694 году старец Корнилий, Данила Викулов, Семен и Андрей Денисовы создали Выгорецкое старообрядческое общежительство, с мужским и женским монастырями.
"Число раскольников в Выговской обители братьев Денисовых в 1729 году составило 12488 человек".
Население губернского города Петрозаводска только через 200 лет, к 1914 году превысило численность в 12000 человек.
Таким образом, в слабозаселенном Олонецком крае, где в годы предшествовавшего правлению царевны Софьи погибло от самосожжений 20000 староверов, образовалось два культурных центра. Вполне логичен вывод: крестьянский мир Обонежья (и Кижского погоста) более тяготел к "выговским насельникам", где крестьяне получали "духовное утешение", чем к петровским заводам, где крестьяне отрабатывали "уряженное".
У старообрядцев с Петром I сложились достаточно доверительные отношения. Доверительные, но полностью автономные. О чем свидетельствуют два "дела" начала XVIII века: "Дело Викула Саблина" и "Дело иеромонаха Неофита".
Викул Саблин, подьячий Новгородского архиерейского дома, в своем веке был предшественником Оси Бендера, сына лейтенанта Шмидта. Он подделал себе документы с ложной подписью светлейшего князя Александра Даниловича Меньшикова, который в то время руководил "Губернией Санкт-Петербургской и Ингермаландской". Обонежье по тогдашнему административному делению входило в состав этой губернии. Заявившись в Данилово, в старообрядческое общежительство братьев Денисовых, Викул Саблин потребовал от "еретиков" двойной подушный оклад. Старообрядцы под своим конвоем доставили неудачливого авантюриста в Петрозаводск, где он был арестован властями.
Иеромонах Неофит был послан в Обонежье "Святейшим Правительствующим Синодом" для проведения "публичного разглагольствования и обличения раскольнических лже-учителей". Неофит сочинил 106 вопросов, отправил их выговским насельникам. Дискуссия состоялась в Петрозаводске. Впоследствии результаты разглагольствования широко распространялись самими старообрядцами в знаменитых "Поморских ответах":
"На 6-й и 8-й вопросы Неофита о трехперстном сложении: православие оно или ересь, они (раскольники) отвечали: "судом облагати не дерзаем, а прияти не можем".
"Когда очередь дошла до 52-го вопроса о Государе и Святом Синоде и о всех православных христианах: в православной ли оне вере или ни? Выговцы отвечали: "Императорское-де Величество именуем благочестива и православна", а Святой Синод и всех православных христиан не возмогли назвати православными; сказали только: "мы-де не зазираем".
"После публичного разглагольствования и те из простого народа, кто до сих пор ходил к Неофиту и слушал его увещевания, стали, по его словам, "паче прилегать к расколоучителям и восхвалять их лживое вопросоответствование".
Крестьянский мир Обонежья, оставивший нам выдающиеся памятники народного деревянного зодчества Русского Севера, архаичный и в то же время демократичный, надолго сохранил в себе раскольническое мироощущение, мировоззрение многих русских людей XVI - XVIII веков.
Религия - одна из форм общественного сознания; религиозное сознание определяет "субэтнос" - по терминологии Л. Н. Гумилева. Крестьянский мир Обонежья (субэтнос) сам по себе был уникальным явлением в русской культуре рубежа
Все, что осталось от, видимо, последнего оплота старообрядчества в Карелии. |
Обонежье, как и весь Русский Север, получив заряд древнерусской культуры во времена Великого Новгорода, после присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 году Иваном III оказалось на далекой периферии, обособилось и сохраняло, аккумулировало в себе древние славянские культурные черты ("китайщину"-по выражению одного из исследователей XIX века).
Не случайно былины времен Киевской Руси X-XII веков сохранились именно в Заонежье (Обонежье) до середины XIX века.
"Вообще, чтобы видеть насколько у нас еще силен дух раскола, достаточно указать на то, что в большинстве наших заонежских приходах и теперь, даже сами православные, посещающие Храм Божий и принимающие пастыря Церкви, крестятся только двуперстью и двуперстие считают единственно правильным перстосложением".
Так жаловался в "Олонецких епархиальных ведомостях" один священник через 200 лет после строительства Кижского погоста, в 1914 году.
В 1676 году, в мрачные январские дни, когда солнце в Приполярье почти не озаряет землю, стрельцы захватили Соловецкую твердыню, и сотни казненных монахов были выброшены на морской лед. Закончилось восьмилетнее противостояние армии и "сидельцев Соловецких", которые не признали церковную реформу патриарха Никона. "Старая вера" не погибла - она ушла в скиты. И это не всегда были только лесные кельи отшельников. На основе некоторых скитов возникли настоящие духовные оплоты, средоточия самобытной культуры. Их жизнь протекала обособленно от официальных центров России и известна нам недостаточно полно. А между тем в этой жизни немало загадочного...
Несколько лет назад на выставке герметической литературы в Москве и Петербурге можно было увидеть необычную книгу. Казалось, что она попала сюда по ошибке: написанная от руки церковнославянским шрифтом, с яркой старинной заставкой - она напоминала молитвенник. Книга вышла из мастерской Выговской поморской пустыни - северного оплота старообрядчества. Но в книге - не духовные стихи и не правила "старой веры"; это сокращенный пересказ учения Раймунда Луллия - знаменитого алхимика XIII-XIV веков! И составлено это изложение не каким-нибудь случайным, временным обитателем Выговской пустыни, а ее настоятелем Андреем Денисовым.
Как же объяснить интерес суровых традиционалистов послениконовской России к тайноучениям Запада? В поисках ответа обратимся, прежде всего, к наследию Раймунда Луллия.
Философ и тайновидец с острова Майорка не был авантюрным искателем легкой наживы путем "златоделия" (как нередко представляют алхимиков); его алхимия прежде всего духовна и представляет собой попытку создать (на платоновско-герметической основе) всеобъемлющую науку или искусство познания мира. В системе Луллия нет ничего, что было бы вне Бога; атрибуты Божества присущи (в различной степени) всему творению в целом. Особое значение Луллий придавал каббалистике, которая органично входила в его систему, и которую он понимал как "книгу живой природы", "мистическую геометрию" Божьего мира. Именно эти стороны учения Раймунда Луллия привлекли в XVII веке русских мыслителей, стремившихся очистить Христову веру от мирской суеты. В 1698-1699 годах писатель и переводчик Андрей Христофорович Белобоцкий изложил по-русски главный труд Луллия "Ars Magna", озаглавив его "Великая и предивная наука"; Раймунд Луллий там назван "преосвященным учителем", "великим философом и богословом".
В 1725 году настоятель Выговской пустыни Андрей Денисов подготовил сокращенное изложение работы Белобоцкого - "Малую книгу". Он особо выделил в духовной алхимии Луллия "великую науку каббалистичную". Она истолковывалась как "естество... всех вещей соборнейшее" - святое, соборное единство божественного творения, которое в своей сокровенной сути совершенно и может быть уподоблено атрибутам Бога.
Не правда ли, обращение старообрядцев к Раймунду Луллию теперь уже не кажется таким странным, как вначале? Петербургские архивисты В.П.Зубов и А.X.Горфункель установили, что "Великую науку" и "Малую книгу" в XVIII веке читали крестьяне-старообрядцы, фабричные люди и купцы в Москве, Петербурге, Воронеже, Курске, на Соловках... Но вряд ли везде это делалось открыто; старообрядцев уже не сжигали в срубах, но отношение к любой "ереси" было настороженное. А ведь в Выговской пустыни ее духовный глава без помех трудился над книгой западного тайновидца! Возможно, сама эта обитель чем-то отличалась от других и не удивительно, что из нее выходили такие
Все, что осталось от, видимо, последнего оплота старообрядчества в Карелии. |
Действительно, Выговская пустынь - далеко не рядовой старообрядческий скит. Выговское общежительство - духовный наследник Соловецкого монастыря. Немногие монахи, уцелевшие после разгрома 1676 года, скрылись в глухой тайге в верховьях реки Выг, что начинается в пологих горах у Онежского озера и несет свои воды к Белому морю. Они жили отшельниками - первые выговские пустынники Данил Викулич, Корнилий, Сергий, Пимен... Странствовал по лесам Поморья и пламенный защитник старой веры Игнатий Соловецкий (он окончил свой земной путь самосожжением). Игнатий вдохновил на подвиг веры будущего основателя Выговской пустыни - Андрея Денисова. Отец Андрея, Денис, убежденный ревнитель "древлего благочестия", происходил из рода князей Мышинских (Мышецких), хотя числился крестьянином прионежского села Повенец. Рядом с селом начинались выговские леса, куда, в конце концов, удалилось все Денисово семейство - вслед за юным Андреем, который уже подвизался в таежной "мати-пустыне" вместе со своим другом Иваном и старцем Данилом Викуличем. Общежительство на Выге было учреждено на несколько лет позже, в 1695 году: именно тогда начала налаживаться жизнь лесного монастыря. Но интересно, что в духовном стихе середины XVIII века "Рифмы воспоминательны о киновиарсе... Андрее Дионисиевиче" отмечено иное, мистическое начало обители. Когда ее еще не существовало в материальном воплощении, когда Андрей только пришел на Выг - "тогда проявися, пустыня Выгска открыся": как будто в этот час стало явным нечто сокрытое от века...
В XVIII веке, преодолевая трудности жизни в северных лесах и недоброжелательство властей, Выговская пустынь окрепла. И не просто окрепла - разрослась в целую старообрядческую страну Выгорецию, которая простиралась на десятки верст. Через леса и топи пролегли дороги к Онежскому озеру и Белому морю. А Данилово (названное в память о Даниле Викуличе) стало столицей Выгореции, настоящим монашеским городом (площадью в несколько квадратных верст) с двух - и трехэтажными добротными домами и часовнями. А те, кто желал вступить в брак, переселялись в скиты. В Выговской пустыни была собрана богатейшая библиотека, писались и переписывались сотни книг, здесь сложились своя иконописная школа (развивавшая традиции "северных писем" XV-XVII вв.) и школа художественного литья. Андрея Денисова заботило и обучение детей (в молодости он сам под чужой фамилией тайно учился в Киеве у Феофана Прокоповича). На Выгу с уважением относились и к западной культуре (как видим, даже к алхимии), полагая, что образованность совместима с чистотой веры. В школы Выгореции ехали учиться дети старообрядцев со всей России.
Старообрядцы поморского согласия ("беспоповцы") стремились возродить в Выгореции чистоту первохристианских обычаев. Хотя у выговцев был настоятель-киновиарх ("большак"), он подчинялся "собору" - собранию всех пустынников (не потому ли Андрей Денисов выделил у Раймунда Луллия идею "соборнейшего единства"?). Вместе с тем ценилась уникальность монашеского делания тех или иных пустынников. Так, Андрея Денисова называли "мудрости многоценное сокровище", а его брата Симеона - "сладковещательная ластовица и немолчные богословские уста".
Полтора века существовала Выгореция. В одном из сложенных здесь духовных стихов есть слова: "Да возможем в тишине Бога присно пети..." Не сбылась мольба пустынников. В 1857 году Выгореция разделила участь многих старообрядческих скитов Европейской России. Дома и часовни были разрушены, книги и иконы увозили телегами... Погибло и многое из того, что пытались спасти в лесах, у последних "скрытников". Сани, на которых старообрядцы тайно везли наиболее ценные книги, провалились под лед на Выгозере, и канула древняя мудрость в озерную пучину... Через полвека после разорения обители М.М.Пришвин увидел на Выгу лишь обветшавшие врата обители, покосившиеся поморские кресты на кладбище да полуразрушенные часовни в дальних скитах...
Однако легенды о "Выговском общежительстве" продолжают жить и поныне. Экспедиция 2009 года, организованная автором материала и основанная на многолетнем изучении архивных материалов, сохранившихся легенд и "деревенских поверий", обнаружила остатки старообрядческой деревни и кладбища, основанной в свое время бежавшими с Выга раскольниками. Она находилась в, и до сих пор еще глухом, окруженном болотами, месте того же района современной Карелии, где располагалась и сама "Выговская пустынь". Именно с этой деревней связаны некоторые предания о захороненных в ней наиболее ценных сокровищах, вывезенных с Выга и, часто ценой собственной жизни не предавших старообрядческих духовных идеалов "пустынников", спасенных и бережно схороненных в более безопасном месте. Собственно, обнаружение этой таинственной деревни и являлось основной целью нынешней экспедиции, поэтому серьезные исследования будут продолжены. А это значит, что мы, возможно, находимся на пути открытий новых страничек, связанных с духовным и историческим развитием нашей Республики, поэтому основные открытия, как всегда, впереди.
Алексей Попов |
© Aurahome 2004 |